Александр (nemologos) wrote,
Александр
nemologos

Прогулки по Новокузнецку. Вокзал.

Выбирая следующее место для прогулки, думал, что можно снимать в Новокузнецке, не боясь пасмурной погоды и ранней весны без зелени...
И понял - вокзал с привокзальной площадью!
Еще несколько лет назад не стал бы там снимать, пока весна не разогналась, а сейчас можно...

Фотографию заглавную ставлю старую, думаю, из дальнейшего текста вы поймете почему...



Для начала, сделаем это традицией, - историческая часть... Будут и вкрапления современности, куда без них...

Самый первый вокзал у нас был построен еще в первой половине 1920-х.  Старых фотографий с этим вокзалом не нашел, поэтому выкладываю только свои, новые. Хорошо, что хоть сейчас его можно фотографировать, а то в пылу реконструкции чуть не снесли, общественность отстояла. Сейчас там музей. И это хорошо))
Сделан вокзал из дикого камня в стиле модерн и смотрится довольно брутально.
Извините за несколько фоток - уж очень он мне нравится))

UPD. Как позже выяснилось, это не первый городской вокзал, а здание управления Кольчугинской железной дороги. Так что извиняюсь за дезинформацию, не я один такой оказался дезинформированный =)
Позже еще допишу немного истории этого здания, как дойдут руки.





Немного символизма: первый вокзал на фоне виднеющегося последнего...


Памятная табличка. Не очень понятно, почему такой текст. Город Кузнецк уже был здесь к тому времени на той стороне Томи. А с вокзала тогда уж Сталинск-Новокузнецк отсчитывать что ли...

Для многих это покажется странным, но вокзал построили  на той стороне, где в настоящее время у нас третья платформа.
Дело в том, что тогда еще не знали точно, куда будет развиваться будущий город географически,  завода-то еще не было, а с той стороны относительно недалеко было Редаково.
Поэтому сейчас и улица Вокзальная у нас на той стороне от нынешнего вокзала, и школа №1 тоже там... Такие дела.
Это не единственная, кстати, странность с вокзалом. Город далеко не сразу стал Новокузнецком, а станция как получила название Ново-кузнецкъ, так за исключением "-" и "ъ" ничего в названии не потеряла за все время существования...

Как только Кузнецкстрой набрал силу, так этого вокзала довольно быстро стало мало. По нему и видно, что не очень-то он и вместительный...
Поэтому в начале 1930-х был построен второй вокзал, который просуществовал аж до 1960-х годов... И тоже на той стороне.
Фото 1954 года. Сейчас тоже можно сфотографировать, но только после реконструкции там грустно все - что-то не очень понятное зеленое...


Второго вокзала тоже очень быстро стало мало, да и стоял он неудобно. К концу 1930-х было уже очевидно, что вокзал нужен на другой стороне от путей. А то ведь не было тогда ни туннелей, ни пешеходного моста, топали по настилам через все пути...

По тем или иным причинам дело с новым вокзалом затянулось аж до конца 1950-х, когда уже ну совсем стало невмоготу. Здоровый город на 300 с лишним тысяч населения, а на вокзал тащиться через все пути по настилам... Да и пропускная способность к тому моменту была уже никакая для такого города...
Архитекторы хотели было сделать красиво, индивидуально, но их одернули, сказали "обойдемся без излишеств" (привет Хрущевским временам), и поэтому вокзал строили по типовому проекту. Как минимум Барнаул, Кемерово (а может, еще кто-то) узнают в нашем вокзале свой (за исключением каких-то деталей). Да и я сам путался периодически, когда искал старые фото для поста))
Готово все было в 1962 году. 27 декабря новое здание торжественно открыли...
Именно этот вокзал на заглавном фото стоит.
Далее он же с частью привокзальной площади в кадре... Помимо жд вокзала, справа от него, на привокзальной площади стоял автовокзал. А слева, если стоять спиной к вокзалу, чуть подальше, пригородные кассы.
К сожалению, часа 2-3 потратил на поиски в инете, но хоть какой-нибудь завалящейся фотографии старых Пригородных касс Новокузнецка не нашел, о чем очень сожалею...
Так что если у кого-то из читателей блога вдруг такая имеется, буду очень признателен, если вы поделитесь.


Привокзальная площадь Новокузнецка - это отдельный разговор...Если смотреть от вокзала, вид на старых фото просто завораживающий. Можно долго смотреть и высматривать там знакомые места =)) Или не находить их...

Три луча-проспекта (слева направо - Курако, Металлургов, Бардина) - давно уже стали своеобразной визитной карточкой города. Редко где встретишь такое архитектурное решение. Новокузнецк поначалу строили ленинградцы, они частично перенесли сюда питерские веяния, в том числе эти три луча))


Любой старожил вспомнит идущую по окружающим привокзальную площадь домам цитату из Маяковского: Я знаю - город будет! Я знаю - саду цвесть! Когда такие люди - в стране советской есть!
На фото ниже, если присмотреться, можно увидеть часть этого текста...
Это у нас проспект Бардина. На месте здания с ДНСом около больницы - пустырь. Да и Парк Гагарина как-то пустоват, хотя дорожки уже видно проложенные...


Панорама поновее... Здесь и привокзальную площадь всю лучше видно, и то, какой зеленый город-сад)) Видно и крышу пригородных касс слева, и стихийный привокзальный рынок...
Не правда ли - довольно красиво все сверху? А у здания вокзала довольно непривычный цвет.


Спустимся ниже...
Вид на проспект Курако от остановки автобусов на Запсиб.


1964 год. Вид на проспект Курако с центра привокзальной площади. Даже ради искусства не полезу искать этот ракурс, задавят там нафиг)) Хотя может и полезу потом для рубрики "Машина времени: до и после")))


А это, видимо, совсем старое фото. Вид на проспект Бардина. Первые дома уже стоят, а дальше - черт знает что, включая месиво на дороге... Какой широкий в то время был проспект...


Бардина,2. Видно часть знаменитой надписи))


Не удержусь, сразу подкину современное фото. Ракурс немного не тот, сложно так же снять будет, на дорогу уже не выскочишь как люди в центре кадра. А раньше так, бывало, делали, чтоб не обходить от Привета через Курако))) Но здание вполне узнаваемо.


1964 год. Вид с привокзальной площади на проспект Металлургов. Надпись на доме другая. Хорошо видно магазин "Привет", даже с названием... Позднее название убрали, а магазин так и называли по привычке. Сейчас там вообще и следа от "Привета" не осталось, а все так же называют))


Современное фото с примерно тем же ракурсом. Транспортная развязка уже новая, а вот площадь еще до реставрации... И "Привет" еще почти "Привет", в смысле - там много мелких магазинчиков, а в левой части - продовольственный, как и написано на вывеске)) Так что хоть фотографии и не так много лет, а оно уже историческое...


А вот как сейчас... Ближе подойти страшно - задавят еще, ну или обматерят)) "Привет" - уже не совсем "Привет", а "Глория Джинс" и "ДНС". Но все еще зовут его "приветом"))



Смотрим другие исторические фото... Историческим сейчас можно считать все, что было снято до глобальной реставрации...

Какая приятная зеленая и пешеходная привокзальная площадь была...




Понятия не имею зачем сфотографировал вокзал на телефон. Получилось историческое фото)) Вот чего бы так мне Привокзальные кассы не сфотографировать? ((


Здесь тоже.. Просто снял детей своих со спины на телефон, а получилось историческое фото)) Вдали видно дом Бардина,2. Он еще без торгового центра и неотремонтированный, даже отсюда видно проплешины на стене...


Старый автовокзал...


Новый автовокзал, но фото, опять же, уже историческое. дело в том, что автовокзал перестраивали гораздо раньше, и это не относилось никак к перестройке ж/д вокзала (разные же ведомства). Историческим это фото делает зелень в кадре.  Сейчас (фото справа) все в плитке...


Старый зимний вид на ж/д и автовокзалы... И новый весенний...


Ракурс специально чуть сдвинут, чтобы можно было сравнить - сколько было зелени и что от нее осталось... На левом фото виднеющийся вдали кран как раз строит здание Пригородного вокзала, которое видно на правом фото. О нем чуть позже подробнее.


Эх, сколько было зелени и свободы для пешеходов... Даже дорожки были свои, протоптанные...


Здесь уже строят Пригородный вокзал, поэтому кассы стоят на площади...


Вид с пешеходного моста. Как было и как стало...  Ракурс почти совпадает. Извините, ждать поездов не стал =)) Не тот случай, что с трамваями на Маяковского))


А еще на привокзальной площади вечно кто-то чем-то торговал, причем практически по всему периметру - и в начале Бардина, и на переходе от Бардина к Металлургов...
Но самая торговля была всегда в той части площади, что примыкает к Курако... В советские времена дачники там продавали урожай, в 1990-е и начале 2000-х там торговали уже чем угодно...
Причем поначалу дачники именно на площади норовили торговать, Привокзальный рынок особой популярностью у них не пользовался. От самых Пригородных касс стояли в несколько рядов до Курако.
А рынок в конце концов, уже в постсоветское время, превратился в нечто вроде местного универсального торгового центра, где можно было купить что угодно... Что-то вроде Садовой, но масштабом поменьше))
Рынок постоянно менялся, после пожара его капитально отреставрировали, но все равно... Это была та еще головная боль для жителей всех ближайших домов, особенно для Курако,1 и 3. Шум, гам, антисанитария...
Гадюшник был тот еще, трудно оспорить. Но в то же время... Сколько людей, благодаря ему, осталось на плаву, а сколько - смогли купить что-нибудь быстрее и дешевле)


Сейчас на месте рынка вот так...


На этом часть "История и современность" заканчивается...

Начав работать в 1962 году, третий наш ж/д вокзал отработал полвека... Его ремонтировали периодически, меняли ему цвет. И он работал себе...
Многие уверены, работал бы и дальше с успехом. Во-первых, не Новосиб у нас тут, не Омск, не что-нибудь еще покрупнее... Пригородный вокзал вполне мог разгрузить железнодорожный в плане наличия народу внутри. Именно из-за электричек и построили Пригородные кассы, да еще и отдельные уличные...
А для пассажиров дальних поездов, думаю, места бы хватало еще долго... Да и денег глобальная реконструкция требует немалых..
И тут наш вокзал включили в программу по реконструкции российских ж/д вокзалов. То есть деньги дало РЖД. И это в корне поменяло дело...

Поначалу нам все расписали в радужном свете... Показали схему и даже что-то вроде компьютерной модели...

В красоту такую верилось очень слабо. Море зелени, фонтан, крытый пешеходный мост, про обещанные чудеса внутри вокзалов промолчу... Не не верилось никак во все это...Часовня вообще вызывала недоумение - зачем?

В общем-то, скептицизм был не напрасен. Смотрим варианты 2 и 3... Сначала убрали часовню (потом ее таки построили, но в другом месте, у Автовокзала), потом фонтан и почти всю зелень... И крытый мост пешеходный тоже пропал...
При этом пообещали автобусы прям к дверям вокзала практически... Ну а под шумок почти всю привокзальную площадь превратили в одну большую стоянку для машин, оставив пешеходам лишь пространство вдоль вокзалов... Ну так-то правильно - нефиг тут разгуливать, рассиживаться. Приехали - валите быстрее в город! Уезжаете? Приезжайте на вокзал вовремя, а не за час до отъезда...



Немного экшена и Сталинграда в центре города. Как все это делалось. Тоже история в принципе...
Помнится мне забавный анекдот...
Обсуждение на местном портале небольшого землетрясения:
- Ой, у меня люстра шаталась...
- А у меня посуда звенела...
- Да че там ваши люстра, посуда, вы посмотрите, что с вокзалом стало! =)))





Не удержался от сравнения...






А вот так приходилось страдать и терпеть простым новокузнечанам... Ходить буквально впритык к машинам... А это в нашем грязном городе чревато, знаете ли...


Плюс ко всему прочему - вокзал на третьей платформе... Дали повод вспомнить историю =))
Зал ожидания на время реконструкции =)) Даже как-то в демотиваторы наш этот зал ожидания в вагоне попал, типа - угадай страну по фотографии)))


В общем... Мы строили, строили, и наконец построили... Кричали женщины "Ура!" и в воздух чепчики бросали... Не помню, ждали кого или нет на открытие Пригородного, а вот на открытие ж/д вокзала ждали самого Путина, ну хотя бы Тулеева... А приехали Якунин и какой-то замгубернатора... Были пафосные речи, песни, пляски, все как полагается... Ну и шарики, конечно...


Итак, у нас  прям как в Москве есть своя площадь трех вокзалов...
С ума сойти можно - как в Питере - три проспекта-луча, как в Москве - площадь трех вокзалов... Да мы практически пришли к успеху =))



А теперь посмотрим, что в итоге вышло...
Как минимум красиво, гораздо лучше, чем было, - могут сказать оптимисты. Сильно не буду спорить - красиво, ярко, сочно, это да...
Но объясните мне, а заодно и многим другим, кто уже задал этот вопрос... Оба вокзала делались по одной программе, по времени прям рядом. Еще Пригородный не успели доделать, уже пошли ломать ж/д.
Так почему они разного цвета??? Бог с ней, с архитектурной стилистикой (можно найти все же схожести), но цвет-то подобрать один можно было???


Пошли дальше... Особая наша гордость - Пригородный вокзал. Единственный в Кузбассе. Ну а куда еще втыкать? В Междуреченск? В Юргу? В Прокопьевск? Даже в Кемерове не особо нужен, я думаю. Хотя там фиг знает, может, и построят еще. А то как же это - в Кузне есть, а у них нету)))


С этим вокзалом как вышло и что вышло... Обещали все по уму, все для людей - эскалаторы там, лифт, подземный переход, пандусы для инвалидов, все дела...
А по факту... Уже стопиццот копий сломано на тему того, что вход в вокзал неудобный, эскалаторов нет, лифт только для инвалидов, да и то им надо предварительно позвонить, чтобы их встретили (!!!), ибо с пандусами тоже беда. Подземного перехода с этого вокзала нет! В обязательном порядке тащи свои рюкзаки и сумки через мост... Для людей, ага... Отдельная история была с плиткой тротуарной, которая начала вздуваться и разваливаться буквально через месяц после сдачи вокзала, если не раньше.
Внутри все как в европах, все надписи дублируются на английском. Это очень полезная в Кузне вещь, если какой иностранец случайно вдруг окажется на Пригородном (!!!) вокзале)))
Мне как-то темновато там показалось, но тут уж на вкус на цвет... Я кстати очень хотел посмотреть на площадь из этой полубашни, но не нашел, как туда попасть. Может быть даже никак...
В ж/д вокзале внутри не был, так что не буду ничего про это писать... Фотографировать специально не пошел, меня и так два раза остановили. Опасное это нынче дело - по вокзалу с камерой шастать...

Что касается привокзальной площади...
Вот такой вот живописный вид мы имеем, выходя с вокзала... Много зелени, много места для пешеходов. Есть где присесть, отдохнуть...


Наверное я придираюсь, далась мне эта зелень и место для пешеходов... Что нам там еще обещали? Ах да, автобусы к дверям...

Ну да, есть автобусы к дверям, но...
1. Все автобусы к дверям не вышло подогнать, их у нас в Кузне много. Так получилось, что через вокзал идет если не все, то почти все, что вообще ходит по Центру. Поэтому сделали две линии остановок. Если ты спешишь на вторую линию, можешь и не успеть... Ну и, понятное дело, что на Бардина и Курако останавливалось - там и останавливается...
2. Раньше автобусы разных номеров, идущие часть пути в одном направлении, останавливались в одном месте. А сейчас порой надо выбирать - на каком именно ты поедешь, ибо бежать от одного до другого неблизко, они вообще могут в разных рядах находиться...
3. Еще насчет "все для людей"... Смотрим фото... На первой линии еще есть что-то вроде навесов. Правда, прикрытие только сверху, с боков и задувает, и заливает распрекрасно... Но у второй линии и этого нет... Видимо, пассажирам второй линии предлагается прятаться под навесами первой. Ну или "с зонтами ходите, зонты для кого изобретали, старались?"...
Ах да, не могу не повторить - как же радуют глаз десятки машин прямо перед вокзалом...


Еще один момент отмечу, с которым регулярно сталкиваюсь. Видите ограду между автостоянкой и второй линией автобусов на фото выше? Это очень хитрая ловушка "для людей", конечно же...
Очень много народу идет сюда по переходу с Бардина... Видите, полицейскую машину на той стороне? Знаете, для чего она? Ну официально она, конечно, следит за порядком...


Но чаще всего происходит вот что... Здесь нет перехода прямо отсюда ко второй линии автобусов. На противоположной стороне площади, кстати есть... И у людей, для которых это сделано, два выбора... Либо в проход влево от мусорки переходить через дорогу по светофору на ту сторону, обходить все вокруг (!!!) и через первую линию заходить на вторую. Либо плюнуть на все и идти по дороге вдоль ограды, благо движение тут отнюдь не сумасшедшее... А то и вовсе перелезть через ограду.
В обратную сторону так же... Вот таких вот фанатов второго варианта патрульная машина и ожидает со всеми вытекающими в виде "Нарушаете? Пройдемте!"...
Ну вот скажите мне - это для людей? Там не так интенсивно маршрутки ходят, ну выпилите вы одну секцию забора и сделайте удобный (!!!) проход с Бардина к автобусам! Хотя, что это я тут расшумелся, это ведь наверняка проектировал человек, который регулярно ездит на общественном транспорте, конечно же, он лучше все это знает...



Чтобы такого позитивного написать напоследок...
Чугунные оградки - это круто! Нет, правда, круто! Я люблю чугунные оградки у нас в городе. Как-то издавна особо не обращал на них внимание, а как у нас понатыкали на главных улицах убогое кладбищенское нечто, так я сразу же и полюбил эти вот чугунные заборчики)))

Порадовало вот такое кафе... Обязательно надо зайти, внешний вид очень призывающий и мотивирующий покушать именно там...


Ах да, совсем забыл... На всех трех (!!!) проспектах-лучах на привокзальной площади теперь стоят светофоры... Вот современный плоский светофор у "Привета"... В целом это "ура"!
Я сам лично их очень долго ждал, когда сидя в маршрутке смотрел с тоской на идущего одинокого пешехода, из за которого стоит куча машин...
Но опять же есть пресловутое "но"... Время для ожидания пешеходов выставлено просто адское. Там не всегда одинаково, но попадались мне цифры от 40 до 70 секунд... И этим все плюсы светофоров убиты напрочь. Народ ломится через дорогу по старинке, особенно когда подходит трамвай, либо время только начало тикать. А иногда там секунд 5-10 остается, а все равно ломятся, потому что эти плоские светофоры так висят, что не сразу поймешь - кому что светит))
Зелено-оранжевых чертей днсовских если бы было чем и не был бы я столь  законопослушным, лопал бы без зазрения совести... Весь центр заполонили...



Ну вот это точно позитивно...  Следы птичек на бетоне.. Надеюсь, что они взлетели... Ибо, привокзальная площадь, на мой скромный взгляд, "не взлетела"...




Однако немаленький получился пост про довольно небольшую площадь...
Продолжение следует...

Дополнение.
За время с публикации этого поста на привокзальной площади произошли кое-какие изменения, о которых я, соответственно, написал позже:
Почти у самого автовокзала была построена часовня


А за пригородным вокзалом устроили небольшое озеленение и фонтан.


В 2017-м году на привокзальную площадь вернули знаменитую цитату из Маяковского на крышах домов. .





Прогулки по Новокузнецку. Улица Орджоникидзе.

Tags: Новокузнецк, вокзал, города и веси, история Новокузнецка, печаль, прогулки по Новокузнецку
Subscribe
promo nemologos july 2, 2016 00:09 3
Buy for 20 tokens
Здесь будет оглавление рассказов о нашем сногсшибательном и умопомрачительном автопутешествии по Горному Алтаю в течение недели с 29 мая по 3 июня 2016 года =) Автопробег был организован сайтом Випгео, мои рассказы о поездке, написанные для этого сайта несколько в ином ключе, чем для блога, можно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →